В рубрике #безопасностьдетства74 Дмитрий Микрюков с темой «Как ребенку научиться действовать в экстремальной ситуации?!»

Сегодня в рубрике #безопасностьдетства74 инструктор по первой помощи, инструктор спасателей на воде, эксперт АНО «Союз родителей» - Дмитрий Микрюков расскажет о крайне важной теме «Как ребенку научиться действовать в экстремальной ситуации?!»

Часто разбираю ответ на этот вопрос на встречах с педагогами и родителями.

Варианта здесь два, рассмотрим оба.

В первом случае, ребенок может столкнуться с реальной экстремальной ситуацией и уже по ее итогу приобрести опыт.
В этом случае, преобладающими механизмами реагирования будут инстинктивные реакции, которые могут не оставить в памяти ребенка важные маяки для формирования дальнейшего опыта, если сказать более коротко - он не запомнит как действовал, а в памяти сохранится только сам стимул и конечное действие: «мне стало страшно и я спрятался…». Поэтому, при повторном попадании в аналогичную ситуацию, с большей вероятностью, ребёнок не сможет опираться на уже имеющийся опыт и реакция также будет инстинктивной.

Конечно, инстинктивная реакция направлена на сохранение жизни, но, поскольку она же является бессознательной формой поведения, может завести спасающегося в тупик: «я просто побежал и даже не понял как тут оказался…»,- и, вполне вероятно, оказался в ловушке…

Во втором случае, мы можем моделировать экстремальную ситуацию и давать ребёнку необходимые инструменты для выработки нужного паттерна поведения, который, с большей вероятностью, приведёт к спасению.
В каком-то смысле, суть будет та же самая - «стимул-действие», но главное отличие состоит в этапности обучения, где приоритетная задача-давать психике ребенка возможность постепенной адаптации к нарастающей экстремальной ситуации.

Использование педагогических и психотерапевтических методик, позволяет ребенку знакомиться с опасностью на уровне всей своей сенсорики: звуки, образы, запахи, - именно так должна «зашиваться в мозг» опасная ситуация, чтобы в момент ее возникновения любой из органов чувств, распознав опасность по уже знакомым чертам, запустил жизнеспасающую модель поведения, где само конечное действие также многократно проигрывается до формирования навыка.

Звучит сложно? Ребенку будет тяжело в таком учении? Нет! Для него это просто ИГРА, в которой, умными взрослыми грамотно спрятаны современные обучающие технологии.

Моя личная подборка крутых обучающих организаций и проектов по разным видам экстремальных ситуаций:
Технология спасения жизни - действия в ЧС и террористических угрозах.
Школа «ЛизаАлерт» - профилактика пропаж в природной и городской среде.
СТОП УГРОЗА - ЧЕЛЯБИНСК I Защитим детей вместе! - защита от похитителя и агрессии взрослых.
ЦСП «АКВАСПАС» г. Челябинск - навыки выживания на воде.

Рубрику #безопасностьдетства74 ведет для нас Дмитрий Микрюков - инструктор по первой помощи, инструктор спасателей на воде, экспертом АНО «Союз родителей», советник по безопасности детства при Уполномоченном по правам ребёнка в Челябинской области, руководитель Центра специальной подготовки «Акваспас», спасатель, фельдшер скорой помощи, психолог РСЧС.

07.09.2023
Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. , пожалуйста.

Актуально